Изучение истории занимает значимое место в системе школьного среднего образования. Это определяется познавательными и мировоззренческими качествами курсов истории, их вкладом в духовно-нравственное становление личности, ролью в общественной и культурной жизни российского общества.
История как знание отражает собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о том, чему посвящены многие школьные дисциплины. Выстраивая представления о прошлом человечества, о взаимодействии человека с природой и социумом, о культурной практике в соответствии с общей линией времени, движения, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
В 10-11 классах организовано изучение углублённого курса «История России» в 10—11 классах. В 10 классе предлагается изучение отечественной истории с 1914 г. до начала XXI в., а в 11 классе — с древности до 1914 г.
Современная модель исторического образования предполагает качественно новые подходы к перспективному планированию учебного процесса, к отбору содержания, разработке форм и методов обучения. Учебный процесс проектируется как система совместной деятельности, взаимодействия учителя и учащихся — в контексте системно-деятельностного подхода.
Программа составлена на основе:
—Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (2012 г.);
—содержания Историко-культурного стандарта по отечественной истории (2014 г.);
—Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (История, с. 46, 263, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) // Электронный ресурс реестра основных общеобразовательных программ МОиН РФ: URL: http:// fgosreestr.ru/);
—программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности;
—идей и положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; —требований к содержанию единого государственного экзамена по истории.
На углублённом уровне цели и задачи изучения истории дополняются элементами профессиональной ориентации, подготовкой к продолжению образования в сфере социально-гуманитарного знания. Предполагается более основательное ознакомление с методологическими подходами и способами исторического познания, использование элементов источниковедения и историографии.