Открытое внеурочное занятие по физике с использованием оборудования «Точка роста»
Открытое внеурочное занятие по физике с использованием оборудования «Точка роста»
Цель урока: закрепить у учащихся одного из наиболее распространённых движений в природе и технике – колебательным движением на примере пружинного маятника.
Задачи урока:
образовательные:
- повторить понятия колебательного движения и колебательной системы
- рассмотреть величины, характеризующие механические колебания: амплитуда, период, частота
- выяснить от каких величин зависит период пружинного маятников
- изучить зависимость пружинного маятника от жесткости пружины с использованием оборудования «Точка роста»
развивающие:
- развивать логическое мышление, познавательный интерес, умение обобщать, сравнивать, сопоставлять, исследовать, анализировать
- знать роль колебаний в жизни человека
воспитывающие:
- продолжить воспитание аккуратности при работе с приборами, умение работать в группах
- формировать коммуникативную компетентность
Планируемые результаты:
- знать/ понимать понятия: свободные механические колебания, условия существования свободных колебаний, колебательная система, величины, характеризующие колебательные движения: период, частота, амплитуда, пружинный маятник, роль колебаний
- уметь: поставить цель, провести исследование, найти зависимость одной величины от другой, анализировать, сравнивать, делать выводы, решать качественные и количественные задачи по теме
Тип урока: открытие новых знаний
Методы обучения:
- По способу передачи и восприятия информации
- словесные, наглядные, практические;
- По характеру мыслительных операций
- репродуктивные (активное восприятие и запоминание информации);
- исследовательские (самостоятельная работа, работа в группах).
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, датчик из оборудования «Точка роста», экран, штатив с муфтой и лапкой, пружинный маятник, набор грузов, две пружины разной жесткости, секундомер, линейка.
Ход урока:
№ этапа |
План урока |
Время (мин.) |
1 |
Организационный момент (мотивация учебной деятельности) |
3 |
2 |
Актуализация опорных знаний |
3 |
3 |
Работа в группах. |
7 |
4 |
Отчет группы |
10 |
5 |
Вывод |
2 |
Учитель: Мир удивителен и многообразен. По СМИ каждый день можно слышать и наблюдать информацию о колебании курса валют, колебаний цен на акции и пр.
Наблюдали ли вы колебания в жизни? Ответы учащихся.
Учитель: Еще с древних времен люди пытались представить мир в воображении, на основании фактов, полученных в результате наблюдения, исследований и опытов. Сегодня мы с вами вслед за учеными сделаем попытку заглянуть в него.
Исторические факты:
- Великий итальянский ученый Галилео Галилей всю жизнь посвятил физике и астрономии, сделав ряд важнейших открытий. Уже в студенческие годы Галилей увлекся изучением колебаний. Он обнаружил, что колебания маятника не зависят от его массы, а определяются длиной подвеса.
- Сохранилось придание о том, как молодой студент медицинского факультета Галилео Галилей в одно из воскресений 1583 года с интересом следил за качанием лампад в церкви. По ударам пульса он определил время, необходимое для полного размаха лампад. С этого времени ему пришлось медицину оставить и сосредоточиться на физике.
- Голландский физик и математик, механик и астроном Христиан Гюйгенс, опираясь на исследования Галилео Галилея, решил ряд задач механики и в 1656 году в возрасте 27 лет сконструировал первые маятниковые часы со спусковым механизмом.
II. Актуализация опорных знаний
Учитель: посмотрите на доску и скажите, в каком случае движение является колебательным, почему.
Вспомните из курса физики 7 класса (выполняют задание «Вспомни и заполни»)
«Вспомни и заполни» (вставьте пропущенные слова в определениях):
Механическое колебание – это движение, которое точно или приблизительно точно повторяется через равные промежутки времени, при котором тело смещается относительно положения равновесия, отклоняясь от него, то в одну, то в другую сторону.
Свободными колебаниями называют колебания, которые совершает система под действием внутренних сил.
Систему тел, которая способна совершать свободные колебания, называют колебательной системой
Свободные колебания рано или поздно затухают и прекращаются, т.к. энергия уменьшается с течением времени. Обычно затухание происходит под действием сил сопротивления среды.
Учитель: любое явление требует количественных характеристик. Для механических колебаний вы частично с ними знакомы. Давайте их тоже вспомним.
Заполняют таблицу на слайде:
Величина |
Символ |
Формула |
Единица измерения |
Частота |
ν |
|
Гц |
Период |
T |
Т=2π√m/k |
c |
Амплитуда |
|
- |
м |
Пружинный маятник – модель колебательной системы; груз, прикрепленный к пружине.
Период свободных колебаний пружинного маятника: Т=2π√m/k
III. Работа в группах
Работа в группе заключается в выполнении 2 заданий: выполнить исследовательское задание, для этого: поставить цель к заданию, выполнить соответствующие измерения и вычисления, сравнить полученные результаты, обобщить и сделать вывод. Вторым заданием группы является решение задачи.
Исследовательское задание для группы
Тема: Определение зависимости периода свободных колебаний пружинного маятника от жесткости пружины.
Цель:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ опыта |
Масса груза, m, кг |
Жесткость пружины, Н/м |
Период колебаний (с помощью оборудования «Точка роста») Т, с |
Период колебаний, Т=2π√m/k, с |
1. |
||||
2. |
Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Отчет групп.
- Общий вывод проделанной работы. Обсуждение.