МБОУ "Онохойская СОШ № 2"
Республика Бурятия, Заиграевский район, пгт. Онохой, ул. Серова д.11
  • Открытое внеурочное занятие по физике с использованием оборудования «Точка роста»

    Открытое внеурочное занятие по физике с использованием оборудования «Точка роста»
    20 октября четверг
    Открытое внеурочное занятие по физике с использованием оборудования «Точка роста».

    Открытое внеурочное занятие по физике с использованием оборудования «Точка роста»

    Цель урока: закрепить у учащихся  одного из наиболее распространённых движений в природе и технике – колебательным движением на примере пружинного маятника.

    Задачи урока:

    образовательные:

    • повторить понятия колебательного движения и колебательной системы
    • рассмотреть величины, характеризующие механические колебания: амплитуда, период, частота
    • выяснить от каких величин зависит период пружинного маятников
    • изучить зависимость пружинного маятника от жесткости пружины с использованием оборудования «Точка роста»

    развивающие:

    • развивать логическое мышление, познавательный интерес, умение обобщать, сравнивать, сопоставлять, исследовать, анализировать
    • знать роль колебаний в жизни человека

    воспитывающие:

    • продолжить воспитание аккуратности при работе с приборами, умение работать в группах
    • формировать коммуникативную компетентность

    Планируемые результаты:

    • знать/ понимать понятия: свободные механические колебания, условия существования свободных колебаний, колебательная система, величины, характеризующие колебательные движения: период, частота, амплитуда, пружинный маятник, роль колебаний
    • уметь: поставить цель, провести  исследование, найти зависимость одной величины от другой, анализировать,  сравнивать, делать выводы, решать качественные и количественные задачи по теме

    Тип урока: открытие новых знаний

    Методы обучения:

    1. По способу передачи и восприятия информации

    - словесные, наглядные, практические;

    1. По характеру мыслительных операций

    - репродуктивные (активное восприятие и запоминание информации);

    - исследовательские (самостоятельная работа, работа в группах).

    Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, датчик из оборудования «Точка  роста», экран, штатив с муфтой и лапкой, пружинный маятник, набор грузов, две пружины разной жесткости, секундомер, линейка.

    Ход урока:

       № этапа

    План  урока

    Время (мин.)

       1

    Организационный момент (мотивация учебной деятельности)

    3

       2

    Актуализация опорных знаний

    3

       3

    Работа в группах.

    7

       4

    Отчет группы

    10

       5

    Вывод

    2

    I. Организационный момент (мотивация учебной деятельности).

     Учитель: Мир удивителен и многообразен. По СМИ каждый день можно слышать и наблюдать информацию о колебании курса валют, колебаний цен на акции и пр.

    Наблюдали ли вы колебания в жизни? Ответы учащихся.

    Учитель: Еще с древних времен люди пытались представить мир в воображении, на основании фактов, полученных в результате наблюдения, исследований и опытов. Сегодня мы с вами вслед за учеными сделаем попытку заглянуть в него.

    Исторические факты:

    • Великий итальянский ученый Галилео Галилей всю жизнь посвятил физике и астрономии, сделав ряд важнейших открытий. Уже в студенческие годы Галилей увлекся изучением колебаний. Он обнаружил, что колебания маятника не зависят от его массы, а определяются длиной подвеса.
    • Сохранилось придание о том, как молодой студент медицинского факультета Галилео Галилей в одно из воскресений 1583 года с интересом следил за качанием лампад в церкви. По ударам пульса он определил время, необходимое для полного размаха лампад. С этого времени ему пришлось медицину оставить и сосредоточиться на физике.
    • Голландский физик и математик, механик и астроном Христиан Гюйгенс, опираясь на исследования Галилео Галилея, решил ряд задач механики и в 1656 году в возрасте 27 лет сконструировал первые маятниковые часы со спусковым механизмом.

    II.       Актуализация опорных знаний

    Учитель: посмотрите на доску и скажите, в каком случае движение является колебательным, почему.

    Вспомните из курса физики 7 класса (выполняют задание «Вспомни и заполни»)

    «Вспомни и заполни» (вставьте пропущенные слова в определениях):

    Механическое колебание – это движение, которое точно или приблизительно точно повторяется через равные промежутки времени, при котором тело смещается относительно положения равновесия, отклоняясь от него, то в одну, то в другую сторону.

    Свободными колебаниями называют колебания, которые совершает система под действием внутренних сил.

    Систему тел, которая способна совершать свободные колебания, называют колебательной системой

    Свободные колебания рано или поздно затухают и прекращаются, т.к. энергия уменьшается с течением времени. Обычно затухание происходит под действием сил сопротивления среды.

     Учитель: любое явление требует количественных характеристик. Для механических колебаний вы частично с ними знакомы. Давайте их тоже вспомним.

    Заполняют таблицу на слайде:

     Величина

    Символ

    Формула

    Единица измерения

    Частота

    ν

    Гц

    Период

    T

    Т=2π√m/k

    c

    Амплитуда

    -

    м

    Пружинный маятник – модель колебательной системы; груз, прикрепленный к пружине.

    Период свободных колебаний пружинного маятника: Т=2π√m/k

    III. Работа в группах

    Работа в группе заключается в выполнении 2 заданий: выполнить исследовательское задание, для этого: поставить цель к заданию, выполнить соответствующие измерения и вычисления, сравнить полученные результаты, обобщить и сделать вывод. Вторым заданием группы является решение задачи.

    Исследовательское задание для  группы

    Тема: Определение зависимости периода свободных колебаний пружинного маятника от жесткости пружины.

    Цель:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    № опыта

    Масса груза,

    m, кг

    Жесткость пружины, Н/м

    Период колебаний (с помощью оборудования «Точка роста») Т, с

    Период колебаний,

    Т=2π√m/k, с

    1.

    2.

    Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Отчет групп.
    2. Общий вывод проделанной работы. Обсуждение.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie